МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ

Санкт-Петербург, Литейный пр., 53

Режим работы:
с 10.30 — 18.30.
По средам с 12 до 20.00.
Касса закрывается на час раньше.
Выходной день – понедельник

Тел: +7(812)579-72-39

e-mail: akhmatova-museum@mail.ru

site: akhmatova.spb.ru

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Музей + школа.
Проект реализуется музеем на протяжении нескольких лет. За это время были разработаны экскурсионные и интерактивные программы для учащихся разного возраста (5-6, 7-8 и 9-11 классов), которые проводятся на регулярной основе. Музей приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения Санкт-Петербурга. Возможно заключение совместного договора по индивидуальному плану. Музей готов обсудить пожелания и предложения преподавателей, заключить договор о сотрудничестве. Приглашаем на занятия как целые классы, так и отдельные группы учащихся.

Музей открывает фонды.
Инновационный проект создан с целью стимулирования школьников в их научно-поисковой деятельности и поддержки талантливых педагогов. Исследование музейных предметов и артефактов проводится на материалах Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музея Аничкова дворца, Педагогического музея АППО, Народных и школьных музеев. Старт проекта – 18 октября 2017 года в 16.00. Итоги конкурса (защита исследовательских работ) будут подведены в 25-26 апреля 2018 года в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Читаем стихи и прозу
Традиционные встречи школьников, читающих поэзию и прозу разных авторов, проходят несколько раз в год – в связи с памятными датами, выставочными проектами и другими событиями. Стихи и прозаические отрывки звучат и в выставочных залах Фонтанного Дома, и в Шереметевском саду, и в музее Льва Гумилева. Ежегодно проходит конкурс чтецов поэзии Серебряного века в день рождения Николая Гумилева (15 апреля) и чтение стихов Осипа Мандельштама у памятника поэту в день его памяти (27 декабря). Приглашаем также к участию в поэтических чтениях, связанных с именами А.С. Пушкина (октябрь) М. И. Цветаева (октябрь), А.А. Ахматовой (март), И.А. Бродского (май).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ЭКСПОЗИЦИИ "АМЕРИКАНСКИЙ КАБИНЕТ ИОСИФА БРОДСКОГО"

Открываем Бродского, или “дыра в пейзаже”
Для учащихся 9-11 классов
Интеллектуальная игра с текстами Бродского вокруг некогда принадлежавших ему вещей. В результате участники игры создают свою версию путеводителя по «Американскому кабинету Иосифа Бродского», в котором предметы выступают как ключ к прочтению стихов, а стихи становятся своеобразным поэтическим комментарием к экспонатам.

«Мой экипаж».
Для учащихся 4-6 классов
На примере стихотворения «Баллада о маленьком буксире» участники от конкретного предметного ряда (вещи в экспозиции) подходят к осмыслению поэтических строк, учатся чувствовать и понимать глубину поэзии. В завершении занятия каждый создает рисунок, в котором ассоциативно связывает свое впечатление от стихов Иосифа Бродского с той или иной принадлежавшей ему вещью.

«13 очков, или…».
Для учащихся 7-9 классов
Занятие начинается с прочтения шуточного стихотворения Бродского «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». Участники пытаются самостоятельно ответить на заданные в стихах вопросы и подсчитывают свои очки, а затем узнают, как Бродский сам, еще в Ленинграде, открывал для себя Америку и мир. И как, оказавшись в США и путешествуя по миру, тосковал о родном городе и близких. В итоге участники рассказывают о собственном открытии, убеждаясь в том, что первооткрывателями могут быть не только великие люди, но и каждый из нас.

«Пушкин. Ретро».
Для учащихся 4-6 классов
«С малых лет наша память хранит веселое имя: Пушкин», — сказал Александр Блок. Ахматова писала: «Нет и не было ни одной говорящей по-русски семьи, где дети могли бы вспомнить, когда они в первый раз слышали это имя и видели этот портрет. Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность». Как «встречаются» с Пушкиным дети 21 века? Как «встречались» с ним родители, бабушки и дедушки современных читателей? И как имя Пушкина связано с Фонтанным Домом? Найти ответы на эти вопросы помогут старинные вещи в мемориальной столовой, открытки и книги «из бабушкиного книжного шкафа», и… старые диафильмы о жизни и творчестве Пушкина. Участники встречи смогут покрутить ручку диапроектора, полистать выпущенные 50-60 лет назад книги, те, по которым их бабушки учили стихи Пушкина, и, самое главное — прочитать наизусть свои любимые пушкинские строки. Непринужденный разговор о Пушкине в атмосфере коммунальной квартиры, где жила Ахматова, — это еще и разговор о традициях, которые существовали в петербуржских семьях в 60-70-е годы прошлого века.

Ангело-почта.
Для учащихся 1-8 классов
Участники занятия познакомятся с историей удивительной многолетней переписки поэта Иосифа Бродского с девочкой Настей Томашевской, узнают, как рассказы поэта о собственном житье-бытье превращались в сказочные повествования о хане Юсуфе и крошке Насть. Они примут участие в переписке-игре и почувствуют, что письма могут стать территорией творчества, шутки, игры. А если сумеют посмотреть на мир глазами другого человека, то поймут, что письмо в конверте – это всегда сюрприз, подарок и счастье.

 

МАСТЕР-КЛАССЫ

«Веселые чижи». Новое детское издательство.
Для учащихся 1-6 классов
Создавая собственную книжку, участники мастерской примерят на себя сразу несколько ролей: фантазера-сочинителя и художника, редактора и корректора, переплётчика и журналиста. На поиски сюжета они отправятся в сад, поскольку деревья, по словам Анны Ахматовой, «разговаривают без устали», «шепчутся, спорят, стонут». После короткой прогулки «новые издатели» смогут сочинить историю или написать старинным пером любимое стихотворение. По окончании творческого процесса в торжественной обстановке пройдет «презентация» детских книжек.

Театр в шляпной коробке.
Для учащихся 1-6 классов
Придумать сказку для театра, создать декорации и тут же начать первую репетицию своей пьесы поможет ШЛЯПА, которую смастерит каждый участник мастерской. Шляпа станет одновременно и частью театрального костюма, и сценической площадкой. С помощью Шляпы-декорации запросто можно превратиться в Фею кукол, Гулливера с Лилипутией на голове, Владычицу Морскую, плавающий остров эльфов, гуляющий кукольный дом или танцующую планету. Да мало ли что ещё выдумает настоящий фантазер в мастерской литературного музея!

По музею с маршрутным листом:

«Когда Ахматова была маленькой» (4-7 класс),
«Открытия меняют мир» (6-8 классы),
«Вслух про себя» (6-9 классы),
«Человек и время» (6-9 классы).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Сундук Шереметевского чердака.
Для учащихся 1-11 классов
Участники занятия находят в старом сундуке предметы быта столетней давности, аксессуары, фотографии, книги, газеты, работают с историческими документами, фрагментами воспоминаний, дневниковыми записями, стихами Анны Ахматовой и пробуют создать собственный вариант музея. Занятие строится по-разному, в зависимости от возраста участников. Из чего растут стихи? Цикл занятий по стихам Анны Ахматовой, написанным в Фонтанном Доме. Для учащихся 8-11 классов. Из чего растут стихи? Ведь, казалось бы, поэт работает теми же словами, какими люди зовут друг друга чай пить. Что же такое поэзия? Зачем она нужна? Как жизнь поэта отражается в его стихах? Какое отношение эти стихи имеют к твоей собственной жизни? Мы приглашаем подростков в Фонтанный Дом – читать стихи, вслушиваться в стихи и говорить о стихах. Атмосфера дома, где писала стихи Анна Ахматова, поможет понять, из чего прорастает поэтическое слово и почему в стихах всё «не так, как у людей». Мы посмотрим на жизнь Ахматовой сквозь призму её стихов, а среди музейных предметов будем искать экспонаты «про любовь, верность, свободу, страх».

 

«Мы с тобой на кухне посидим…»
Для учащихся 1-4 классов
Книги «Примус» и «Кухня» были написаны Осипом Мандельштамом в Ленинграде на съемной квартире – новый быт, собственное хозяйство доставляли ему радость и удовольствие. Как вспоминает Надежда Мандельштам, «детские стихи сочинялись как шуточные: вдруг, неожиданно и со смехом – «А так годится?»… Жарится яичница – стишок. Забыл закрыть кран на кухне – стишок… Сварили кисель – опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные». Главными героями этих «стишков» Мандельштама стали обыкновенные предметы городского быта 1920-х: примус, утюг, кастрюли, часы-ходики, печь, самовар, кофемолка… Мы будем читать детские стихи Мандельштама, рассматривать иллюстрации, играть с предметами в кухне музея и делать аппликацию примуса.

 

«Два трамвая». По поэме Осипа Мандельштама
Для учащихся 2-4 классов
Первые трамваи появились в Петербурге 110 лет назад. В те годы образ трамвая стал часто встречаться в поэзии. У Осипа Мандельштама «бестрамвайная глушь» и «бестрамвайная ночь» противопоставлены «трамвайному лепету жизни», «бестолковому последнему трамвайному теплу». В 1925 году Мандельштам написал небольшую поэму для детей «Два трамвая». Это пронзительная история о том, как трамвай Трам искал своего «двоюродного брата», трамвая Клика, заблудившегося в ночном городе. Возможно, отношения трамваев-героев являются свидетельством отношений двух поэтов – автора поэмы и Николая Гумилева. За чтением поэмы мы рассмотрим план-панораму Петербурга с первыми трамвайными маршрутами, познакомимся с подробностями городского быта 1920-х годов, сравним иллюстрации к разным изданиям детских книг Мандельштама, но главное – найдем среди экспонатов музея «знаки» эмоций трамваев-героев. Партнер программы: издательский дом «Самокат»

 

«Как нарисовать птицу».
Для учащихся 1-7 классов
Приходите читать стихи Жака Превера, рисовать ласку солнца, звон мошкары, сочинять птичьи песни и писать подражание Преверу. А потом поздравлять друг друга с днём рождения стиха!
Мастерская письма

 

«Я был в лесу дождем».
Для учащихся 1-6 классов
Занятие по стихам Николая Рубцова. Стихи Николая Рубцова — это приглашение к путешествию «по дороге лесной», чтобы увидеть, как «на ветках мерцает роса», услышать ветер, «тихий, как мечтание», чтобы ощутить свою связь с миром. Его стихи – это и возвращение домой, к своей душе, к ощущению связи с былым, общим, деревенским, в тихий дом, в мир детства. Приходите читать стихи, которые можно петь, раскрашивать и рисовать, разгадывать и даже в них играть!
Приходите читать стихи, которые помогают почувствовать себя поэтами, открывать мир и тут же творить новый, помогают увидеть, чем поэты похожи на детей, а дети – на поэтов.

 

ПОЗВОНИТЕ НАМ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ

 

+7(812) 579-72-39

НАПИШИТЕ НАМ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ

С условиями Пользовательского соглашения

Разработка сайта: OBERON pro

МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ

 

 

Санкт-Петербург, Литейный пр., 53

Режим работы:
с 10.30 — 18.30.
По средам с 12 до 20.00.
Касса закрывается на час раньше.
Выходной день – понедельник

Тел: +7(812)579-72-39

e-mail: akhmatova-museum@mail.ru

site: akhmatova.spb.ru

 

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Музей + школа.
Проект реализуется музеем на протяжении нескольких лет. За это время были разработаны экскурсионные и интерактивные программы для учащихся разного возраста (5-6, 7-8 и 9-11 классов), которые проводятся на регулярной основе. Музей приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения Санкт-Петербурга. Возможно заключение совместного договора по индивидуальному плану. Музей готов обсудить пожелания и предложения преподавателей, заключить договор о сотрудничестве. Приглашаем на занятия как целые классы, так и отдельные группы учащихся.

Музей открывает фонды.
Инновационный проект создан с целью стимулирования школьников в их научно-поисковой деятельности и поддержки талантливых педагогов. Исследование музейных предметов и артефактов проводится на материалах Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музея Аничкова дворца, Педагогического музея АППО, Народных и школьных музеев. Старт проекта – 18 октября 2017 года в 16.00. Итоги конкурса (защита исследовательских работ) будут подведены в 25-26 апреля 2018 года в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Читаем стихи и прозу
Традиционные встречи школьников, читающих поэзию и прозу разных авторов, проходят несколько раз в год – в связи с памятными датами, выставочными проектами и другими событиями. Стихи и прозаические отрывки звучат и в выставочных залах Фонтанного Дома, и в Шереметевском саду, и в музее Льва Гумилева. Ежегодно проходит конкурс чтецов поэзии Серебряного века в день рождения Николая Гумилева (15 апреля) и чтение стихов Осипа Мандельштама у памятника поэту в день его памяти (27 декабря). Приглашаем также к участию в поэтических чтениях, связанных с именами А.С. Пушкина (октябрь) М. И. Цветаева (октябрь), А.А. Ахматовой (март), И.А. Бродского (май).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ЭКСПОЗИЦИИ "АМЕРИКАНСКИЙ КАБИНЕТ ИОСИФА БРОДСКОГО"

Открываем Бродского, или “дыра в пейзаже”
Для учащихся 9-11 классов
Интеллектуальная игра с текстами Бродского вокруг некогда принадлежавших ему вещей. В результате участники игры создают свою версию путеводителя по «Американскому кабинету Иосифа Бродского», в котором предметы выступают как ключ к прочтению стихов, а стихи становятся своеобразным поэтическим комментарием к экспонатам.

«Мой экипаж».
Для учащихся 4-6 классов
На примере стихотворения «Баллада о маленьком буксире» участники от конкретного предметного ряда (вещи в экспозиции) подходят к осмыслению поэтических строк, учатся чувствовать и понимать глубину поэзии. В завершении занятия каждый создает рисунок, в котором ассоциативно связывает свое впечатление от стихов Иосифа Бродского с той или иной принадлежавшей ему вещью.

«13 очков, или…».
Для учащихся 7-9 классов
Занятие начинается с прочтения шуточного стихотворения Бродского «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». Участники пытаются самостоятельно ответить на заданные в стихах вопросы и подсчитывают свои очки, а затем узнают, как Бродский сам, еще в Ленинграде, открывал для себя Америку и мир. И как, оказавшись в США и путешествуя по миру, тосковал о родном городе и близких. В итоге участники рассказывают о собственном открытии, убеждаясь в том, что первооткрывателями могут быть не только великие люди, но и каждый из нас.

«Пушкин. Ретро».
Для учащихся 4-6 классов
«С малых лет наша память хранит веселое имя: Пушкин», — сказал Александр Блок. Ахматова писала: «Нет и не было ни одной говорящей по-русски семьи, где дети могли бы вспомнить, когда они в первый раз слышали это имя и видели этот портрет. Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность». Как «встречаются» с Пушкиным дети 21 века? Как «встречались» с ним родители, бабушки и дедушки современных читателей? И как имя Пушкина связано с Фонтанным Домом? Найти ответы на эти вопросы помогут старинные вещи в мемориальной столовой, открытки и книги «из бабушкиного книжного шкафа», и… старые диафильмы о жизни и творчестве Пушкина. Участники встречи смогут покрутить ручку диапроектора, полистать выпущенные 50-60 лет назад книги, те, по которым их бабушки учили стихи Пушкина, и, самое главное — прочитать наизусть свои любимые пушкинские строки. Непринужденный разговор о Пушкине в атмосфере коммунальной квартиры, где жила Ахматова, — это еще и разговор о традициях, которые существовали в петербуржских семьях в 60-70-е годы прошлого века.

Ангело-почта.
Для учащихся 1-8 классов
Участники занятия познакомятся с историей удивительной многолетней переписки поэта Иосифа Бродского с девочкой Настей Томашевской, узнают, как рассказы поэта о собственном житье-бытье превращались в сказочные повествования о хане Юсуфе и крошке Насть. Они примут участие в переписке-игре и почувствуют, что письма могут стать территорией творчества, шутки, игры. А если сумеют посмотреть на мир глазами другого человека, то поймут, что письмо в конверте – это всегда сюрприз, подарок и счастье.

 

МАСТЕР-КЛАССЫ

«Веселые чижи». Новое детское издательство.
Для учащихся 1-6 классов
Создавая собственную книжку, участники мастерской примерят на себя сразу несколько ролей: фантазера-сочинителя и художника, редактора и корректора, переплётчика и журналиста. На поиски сюжета они отправятся в сад, поскольку деревья, по словам Анны Ахматовой, «разговаривают без устали», «шепчутся, спорят, стонут». После короткой прогулки «новые издатели» смогут сочинить историю или написать старинным пером любимое стихотворение. По окончании творческого процесса в торжественной обстановке пройдет «презентация» детских книжек.

Театр в шляпной коробке.
Для учащихся 1-6 классов
Придумать сказку для театра, создать декорации и тут же начать первую репетицию своей пьесы поможет ШЛЯПА, которую смастерит каждый участник мастерской. Шляпа станет одновременно и частью театрального костюма, и сценической площадкой. С помощью Шляпы-декорации запросто можно превратиться в Фею кукол, Гулливера с Лилипутией на голове, Владычицу Морскую, плавающий остров эльфов, гуляющий кукольный дом или танцующую планету. Да мало ли что ещё выдумает настоящий фантазер в мастерской литературного музея!

По музею с маршрутным листом:

«Когда Ахматова была маленькой» (4-7 класс),
«Открытия меняют мир» (6-8 классы),
«Вслух про себя» (6-9 классы),
«Человек и время» (6-9 классы).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Сундук Шереметевского чердака.
Для учащихся 1-11 классов
Участники занятия находят в старом сундуке предметы быта столетней давности, аксессуары, фотографии, книги, газеты, работают с историческими документами, фрагментами воспоминаний, дневниковыми записями, стихами Анны Ахматовой и пробуют создать собственный вариант музея. Занятие строится по-разному, в зависимости от возраста участников. Из чего растут стихи? Цикл занятий по стихам Анны Ахматовой, написанным в Фонтанном Доме. Для учащихся 8-11 классов. Из чего растут стихи? Ведь, казалось бы, поэт работает теми же словами, какими люди зовут друг друга чай пить. Что же такое поэзия? Зачем она нужна? Как жизнь поэта отражается в его стихах? Какое отношение эти стихи имеют к твоей собственной жизни? Мы приглашаем подростков в Фонтанный Дом – читать стихи, вслушиваться в стихи и говорить о стихах. Атмосфера дома, где писала стихи Анна Ахматова, поможет понять, из чего прорастает поэтическое слово и почему в стихах всё «не так, как у людей». Мы посмотрим на жизнь Ахматовой сквозь призму её стихов, а среди музейных предметов будем искать экспонаты «про любовь, верность, свободу, страх».

 

«Мы с тобой на кухне посидим…»
Для учащихся 1-4 классов
Книги «Примус» и «Кухня» были написаны Осипом Мандельштамом в Ленинграде на съемной квартире – новый быт, собственное хозяйство доставляли ему радость и удовольствие. Как вспоминает Надежда Мандельштам, «детские стихи сочинялись как шуточные: вдруг, неожиданно и со смехом – «А так годится?»… Жарится яичница – стишок. Забыл закрыть кран на кухне – стишок… Сварили кисель – опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные». Главными героями этих «стишков» Мандельштама стали обыкновенные предметы городского быта 1920-х: примус, утюг, кастрюли, часы-ходики, печь, самовар, кофемолка… Мы будем читать детские стихи Мандельштама, рассматривать иллюстрации, играть с предметами в кухне музея и делать аппликацию примуса.

 

«Два трамвая». По поэме Осипа Мандельштама
Для учащихся 2-4 классов
Первые трамваи появились в Петербурге 110 лет назад. В те годы образ трамвая стал часто встречаться в поэзии. У Осипа Мандельштама «бестрамвайная глушь» и «бестрамвайная ночь» противопоставлены «трамвайному лепету жизни», «бестолковому последнему трамвайному теплу». В 1925 году Мандельштам написал небольшую поэму для детей «Два трамвая». Это пронзительная история о том, как трамвай Трам искал своего «двоюродного брата», трамвая Клика, заблудившегося в ночном городе. Возможно, отношения трамваев-героев являются свидетельством отношений двух поэтов – автора поэмы и Николая Гумилева. За чтением поэмы мы рассмотрим план-панораму Петербурга с первыми трамвайными маршрутами, познакомимся с подробностями городского быта 1920-х годов, сравним иллюстрации к разным изданиям детских книг Мандельштама, но главное – найдем среди экспонатов музея «знаки» эмоций трамваев-героев. Партнер программы: издательский дом «Самокат»

 

«Как нарисовать птицу».
Для учащихся 1-7 классов
Приходите читать стихи Жака Превера, рисовать ласку солнца, звон мошкары, сочинять птичьи песни и писать подражание Преверу. А потом поздравлять друг друга с днём рождения стиха!
Мастерская письма

 

«Я был в лесу дождем».
Для учащихся 1-6 классов
Занятие по стихам Николая Рубцова. Стихи Николая Рубцова — это приглашение к путешествию «по дороге лесной», чтобы увидеть, как «на ветках мерцает роса», услышать ветер, «тихий, как мечтание», чтобы ощутить свою связь с миром. Его стихи – это и возвращение домой, к своей душе, к ощущению связи с былым, общим, деревенским, в тихий дом, в мир детства. Приходите читать стихи, которые можно петь, раскрашивать и рисовать, разгадывать и даже в них играть!
Приходите читать стихи, которые помогают почувствовать себя поэтами, открывать мир и тут же творить новый, помогают увидеть, чем поэты похожи на детей, а дети – на поэтов.

 

ПОЗВОНИТЕ НАМ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ

 +7(812) 579-72-39

НАПИШИТЕ НАМ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ

С условиями Пользовательского соглашения

Разработка сайта: OBERON pro